Концепция Церковнославянского семинара родилась из двух источников: опыта и потребности.
Опыт показал, что, во-первых, невозможно наличными филологическими силами поодиночке объять необъятное поле деятельности, расстилающееся перед исследователем и/или преподавателем церковнославянского языка. А во-вторых, бесполезно ждать и надеяться, что где-то самозародятся надежный жертвователь, талантливый организатор, толковый издатель, грамотный корректор, профессиональный веб-мастер и плеяда близких по духу коллег, которые, повинуясь безотчетному инстинкту, соберутся вместе, будут ладить друг с другом, которые “всё дадут” – так что даже среднестатистический филологически образованный человек, попав в такой “питательный бульон”, станет полноценным воином этой мощной фаланги и начнет порождать идеи, методы, методики, исследования, статьи и монографии… На самом деле есть “одинокие воины в поле”, “многостаночники”, “человеки-оркестры”, совмещающие в себе многие из вышеперечисленных качеств и подчас даже не догадывающиеся о существовании себе подобных. Кроме того, опыт показал, что усилия одиночек имеют тенденцию затухать, особенно когда нужно делать сразу всё и срочно. Отсюда возникает потребность.
Идея проста и выражена в народной пословице о том, что “две головни и в поле дымятся, а одна и в печи тухнет”. Потребность, следовательно, заключается в том, чтобы собрать филологические “головешки” и заставить их “дымиться” вместе, благодаря чему и будет “навариваться” из них тот самый “питательный бульон”, в котором будут вспыхивать идеи и из которого будут выкристаллизовываться новые кадры. И первые же заседания семинара показали, что идем мы верной дорогой.
Таким образом, общая концепция состоит в осуществлении полноценного церковно-научного синтеза в области церковнославянского языка с теоретическим и практическим выходом в различные области: исследовательскую, методологическую, методическую, педагогическую, прикладную (а не только просветительскую, чем сейчас большей частью заняты филологи, работающие с церковнославянским языком). “На гора” должны появиться новые кадры, новые разработки и публикации, новые курсы и иные новые проекты (например, этот сайт).