Составитель: к.ф.н. доц. Саблина Н.П.
Гимнография (изучение церковных песнопений) и эортология (наука о праздниках), входя в литургику как науку о богослужении, могут исследоваться с разных позиций: с точки зрения историко-археологической; со стороны уставной (или ритуалистической); с богословской и др. Аспект нашего курса – поэтико-филологический.
Богослужение – это выражение наших религиозных переживаний, это таинство приобщение к благодати, а также назидание, поучение: «Наш богословский обиход, содержа огромное богатство псенопений, переплетенных с чтением из Ветхого и Нового Заветов, с поучениями из святых отцов, аскетических сборников и житийной литературы, является источником богопознания и углубления в истины православного богословия. Раскрытие этой назидательной стороны богослужения … есть мощное оружие и вспомогательное средство для православного ученого и для ищущего богословского назидания» (см.: Архимандрит Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С.8-9).
Но, как продолжает арх. Киприан, «нельзя ограничивать изучение святоотеческих творений одними только богословскими трактатами в прозе; надо обратиться и к церковной поэзии (выделено мною – Н.С.), иконописи, символике и вообще богослужению» (там же, С.10-11).
Жемчужиной литургической науки называют труды М.Н. Скабаллановича, профессора Киевской духовной академии (до 1917 г.). Он задумал и успел выпустить несколько книг по двунадесятым праздникам с их всесторонним рассмотрением: им рассмотрены и библейские факты, легшие в основу праздника, географические и археологические подробности, богословское значение события, святоотеческие мысли о нем, развитие праздника, историко-музыкальный обзор гласов, сравнение с католическим праздником. В этом богатейшем анализе праздника со всех сторон образцом для подражания являются замечательно глубокие подстрочные филологические примечания, дающие основу для поэтического анализа праздничных текстов.
Представляемый курс «Гимнография и эортология (поэтико-филологический аспект)» по своим целям и задачам является продолжением курса «Поэтика Псалтири», который обозначен как начальный курс гимнографии. Псалтирь без всякого перерыва, не прекращаясь в богослужении, органически формировала новозаветное богослужение: Лаодикийский собор (правило 17) предписывает пение псалмов не подряд, а в соединении с другими молитвами и чтениями.
Специфика предмета «Гимнография и эортология», по сравнению с «Поэтикой Псалтири», состоит в рассмотрении новых жанров, которые составляют новые тексты из ветхозаветных песней, и, в первую очередь, из псалмов, с новозаветными. Это и малые тексты с новыми смыслами (например, прокимны, составленные из стихов Псалтири), это и составные тексты (например, ектении), это и гипертексты (вся служба, или ее тематически цельные фрагменты). Соединение разновременных текстов из Священного писания, византийской и славянской богослужебной литературы представляет многообразие и красоту православного богослужения.
Объем курса – 20 часов. Курс состоит из четырнадцати основных тем.
Структура курса
Тема 1. Введение. О терминах «гимнография», «гимнология», «гимнодия». О целях и задачах курса «Гимнография и эортология». Рассмотрение сочетания поэтики Псалтири и ветхозаветных гимнов с греко-византийской традицией. Круг православного богослужения (по пророчеству Давида – «вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой», Пс.54:17): малые службы (часы) и всенощная с литургией.
Тема 2. Малые жанры церковной поэзии: тропарь, кондак, стихира, икос, светилен (эксапостиларий), ирмос, седален, прокимен, ипакои, аллилуарий и под. Их происхождение, поэтическое устроение, богослужебная роль.
Тема 3. Воскресные тропари восьми гласов. Тропари и кондаки двунадесятым праздникам: устроение стиха, содержание, композиция. Связь содержания и напева; общность иконографической символики.
Тема 4. Величание, его виды. Псалом избранный как новый поэтический текст, его связь с содержанием праздничной службы. Псалмы избранные двунадесятым праздникам и святым разных чинов.
Тема 5. Канон, его происхождение, композиция. Библейские песни в каноне, создание из них новых поэтических текстов (ирмосы). Количество песней, композиция каждой песни: ирмос, катавасия, возглашение, тропарь. Великий канон св. Андрея Критского.
Тема 6. Панихида: структура, жанры, ее составляющие. Панихида как служба пасхального типа. Христоцентричность Панихиды. Богородичная тема. Сакральное пространство Царствия Небесного. Псалмы 50, 90, 118. Каноны Панихиды. «Житейское море» 6-й песни канона шестого гласа в церковной гимнографии и русской поэзии.
Тема 7. Акафист: его возникновение. Поэтика акафиста. Символика и образность Великого (Богородичного) Акафиста; типология Богородичных акафистов. Тематическое разнообразие акафистов: Христу, праздникам, святым. Судьба акафиста в России. Народный характер акафиста и его современное состояние. Связь акафиста с житием, службой, иконой празднику, святому.
Тема 8. Часы как малые службы, их устроение. Псалмы, их составляющие. Часы Страстной Седмицы.
Тема 9. Вечерня: символика, образность, жанрово-текстовый состав. Псалом 103, песнопение «Блажен муж». Ектения.
Тема 10. Утреня, ее устроение. Шестопсалмие. Полиелейные псалмы. Канон. Стихиры.
Тема 11. Обзор поэтики литургии.
Тема 12. Службы Господские: общее и особенности.
Тема 13. Общее и особенности служб Богородичных праздников.
Тема 14. Службы святым, их разновидности (по Минеям).